Итоговое собеседование

Итоговое собеседование (ИС) по русскому языку введено в качестве допуска к сдаче ГИА-9. 
13 февраля 2019 года все девятиклассники России будут впервые сдавать этот экзамен.

Кто присутствует на экзамене

1) Ученик - 9 класса
2) Эксперт - Оценивает ответы участников итогового собеседования
3) Экзаменатор-собеседник — Проводит собеседование с участником. Может быть учителем школы, в которой проводится экзамен
 

Задания

В итоговом собеседовании по русскому языку четыре задания:
  • Чтение текста

  • Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
  • Монологическое высказывание по одной из выбранных тем
  • Диалог с экзаменатором-собеседником

Оценивание


Может вестись в процессе ответа, либо после прослушивания аудиозаписи
Время на ответ — Около 15 минут
Система — «Зачёт»/«незачёт»
 
19 баллов — общее количество баллов за выполнение всей работы
>10 баллов — минимум баллов для получения зачёта
  

Даты экзамена

13 февраля — основной день экзамена
 
13 марта — дополнительный срок
 
6 мая — дополнительный срок
 

Чтение текста вслух

200 слов — объем
На подготовку дается 2 минуты — время
4 микротемы — темы
Интонация и темп — Оценивание
 
Максимальное количество баллов за чтение — 2 балла
  • Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России, например, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провёл операцию и спас жизнь ребёнку.

Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

Критерии оценивания пересказа текста
 
Сохранение при пересказе микротем текста — 1 балл.
Соблюдение грамматических норм — 1 балл.
Соблюдение фактологической точности при пересказе — 1 балл.
Соблюдение речевых норм — 1 балл.
Работа с высказыванием. Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично — 1 балл.
Соблюдение орфоэпических норм — 1 балл.
Работа с цитированием (без ошибок) — 1 балл.
Отсутствие искажений слов — 1 балл.
 
Максимальное количество баллов за пересказ — 8 баллов
 
Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
 
Тема 1 — Праздник ( на основе описания фотографии)
Тема 2 — Поход ( экскурсия ), который запомнился мне больше всего ( повествование на основе жизненного опытв )
Тема 3 — Всегда ли нужно следовать моде? ( рассуждение по поставленному вопросу )
 
Максимальное количество баллов за монолог и диалог — 9 баллов
 

Монологическое высказывание по одной из выбранных тем

 
Тема — выбрать одну тему из трех предложенных 
Время на подготовку — 1 минута
Задание — построить монолог по законам описания, повествования или рассуждения
 
  • Описание — перед экзаменуемым — фотография. Нужно внимательно рассмотреть изображение и его детали. Описать то, что перед глазами, и на основе своих рассуждений сделать вывод. Для ответа в голове нужно держать примерный план ответа.
  • Повествование — это развитие действия во времени. К плану ответа, который достался экзаменуемому, нужно добавить вступление и заключение: это улучшит впечатление от рассказа, укрепит его структуру. Опора речи — это глаголы, описывающие, что произошло, в какой последовательности, какие эмоции это вызвало у экзаменуемого и у других участников событий и т.п.
    Подготовиться к повествованию можно, потренировавшись рассказывать друзьям, родным короткие истории из жизни. Можно рассказать о любимом фильме, блюде, виде спорта, о любимом предмете, учителе, о самой необычной поездке, об интересной профессии или о прошлых выходных.
  • Рассуждение — с одной стороны, это самый интересный вид высказывания, а с другой — самый сложный. Диапазон тем широк, многие из них носят отвлечённо-философский характер, содержат дискусионные вопросы, на которые непросто ответить без промедления даже взрослому. Вот вопросы из опорного плана к некоторым темам:

    • Какой герой нужен нашему времени?
    • Есть ли ситуации, в которых правду лучше скрыть?

    • В каких сферах жизни общества заимствованные слова используются чаще всего?
    • Какие требования к знаниям и навыкам людей выдвигаются в современном мире?
    • Что влияет на выбор жизненной цели?
    Выбрав монолог-рассуждение, можно начать с объяснения ключевых слов в названии темы. Также нужно не забыть о примерном плане ответа. Можно попробовать привести примеры из жизни, из кино или книг в подтверждение своих мыслей. Аргументированность рассуждения способны украсить афоризмы и высказывания известных людей на эту тем. Чтобы завершить свой монолог, используйте финальные фразы: например, «итак» или «таким образом».

Любое монологическое высказывание характеризуется целым рядом качеств. Вот те из них, которые наиболее характерны.

 
 

  1. Целенаправленность — Качество высказывания, которое помогает говорящему решить речевую задачу, направленную на собеседника.
  2. Логичность — Понимается такое свойство высказывания, которое обеспечивается последовательностью изложения, т. е. рядом мыслей, фактов, связанных внутренне за счёт смысла и содержания.
  3. Структурность и связанность — Качество высказывания, как последовательность изложения, обеспечиваемая внешними (по отношению к логике) специальными средствами языка.
  4. Самостоятельность — Это одно из важнейших качеств высказывания, которое проявляется в отказе от всяческих опор — вербальных, схематических и иллюстративных.
  5. Относительная завершенность — Понимается такое свойство высказывания, как относительная завершённость в содержательном и тематическом плане.
  6. Выразительность — Такое свойство высказывания, которое характеризуется наличием логических ударений, интонации, мимики и жестов.

Диалог с экзаменатором-собеседником

Главное на собеседовании - не молчать.
Диалог — это ответы на дополнительные вопросы учителя в рамках той темы, которую экзаменуемый выбрал в предыдущем задании. Нужно постараться отнестись к диалогу с азартом. 

Если достался сложный вопрос, главное - не молчать: нужно сказать, что вопрос очень интересный и над ним нужно подумать. Следует рассуждать вслух. Можно попробовать рассмотреть проблему с разных сторон, использовать конструкции «Предположим, что… Тогда…», «Если… то…», «С одной стороны, … с другой стороны, …» и подобные. 











Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.